Таранти́но Квентин (Tarantino) (р. 1963), американский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Работает в жанре жёсткого триллера, часто с пародийным оттенком. Поставил фильмы (выступив в них как актёр и сценарист): «Бешеные псы» (1992), «Криминальное чтиво» (1994), новеллу в фильме «4 комнаты» (1995). Автор сценариев фильмов: «Настоящая любовь» (1993), «Прирождённые убийцы» (1994), «От заката до рассвета» (1996, сыграл одну из главных ролей).
* * *
ТАРАНТИНО Квентин - ТАРАНТИ́НО (Tarantino) Квентин (р. 27 марта 1963), американский кинорежиссер, сценарист, актер.
Фильмография Тарантино включает несколько десятков названий, но в зрительском восприятии он остается прежде всего автором двух сценариев (фильмов «Настоящий роман»,1993, и «Прирожденные убийцы», 1994) и режиссером двух ошеломляющих фильмов: «Бешеные псы» (1992) и «Криминальное чтиво» (1994, главная премия на Международном кинофестивале в Канне), перевернувших представление о том, что такое кино.
Часто своеобразие Тарантино объясняют его почти патологической киноманией (для него даже изобрели новое слово «синефаг», буквально - пожиратель кино, смотрящий фильмы без разбора, не разделяя их на «высокие» и «низкие»). Четыре года работы служащим в видеопрокате действительно не прошли для Тарантино даром, его ленты тотально цитатны, однако источники цитат при непосредственном восприятии его картин абсолютно неважны: если он и цитирует, то не конкретные фильмы, а саму атмосферу массовой культуры, точнее породивший ее тип мышления. При этом не возникает эффекта дистанцирования автора от цитируемого материала.
Фирменным знаком Тарантино стали диалоги. Их остроумие строится на контрасте между строжайшим соблюдением правил морали и формальной логики и общей абсурдностью ситуации (персонаж Харви Кайтела демонстрирует свои водительские права бармену-вампиру - лента «От заката до рассвета», 1996). Диалоги Тарантино кажутся не связанными с действием, но на самом деле подспудно вводят главные темы фильма. Так, беседа о «мелких различиях» между Америкой и Европой в «Криминальном чтиве» подчеркивает автономность и инфантильную замкнутость мира гангстеров.
Именно в инфантильности кинематографической вселенной Тарантино кроется причина того необычного впечатления, которое его картины производят как на подготовленных, так и на не слишком искушенных зрителей. Даже психологические мотивировки героев «Криминального чтива» выглядят очень по-детски (крутые гангстеры Джулз и Винсент стараются ликвидировать следы убийства до прихода жены Джимми, совсем как нашалившие дети). Фильмы Тарантино - это игра, это мир, в котором все «понарошку», но именно поэтому его обитатели и творцы относятся к нему с величайшей серьезностью. Территория игры отгорожена от внешнего мира и суверенна. Все должно быть «настоящим»: оружие, кровь, предательство, жизнь и смерть. Такое сочетание условности и серьезности возвращает зрителя во времена детства и воскрешает связанное с ним забытое ощущение счастья.
Последние режиссерские работы Тарантино (новелла «Материнство» из телесериала «Скорая помощь» и заключительный эпизод киноальманаха «Четыре комнаты», 1995) во многом разочаровали его поклонников. Его фильм «Джекки Браун» (1998) явил новый стиль Тарантино - не лишенное тонкости воспроизведение многих элементов традиционного гангстерского фильма в неожиданном ракурсе.